С 1 декабря в России должны заработать новые правила начисления утилизационного сбора на автомобили. Стоит ли ждать единовременного скачка цен или пока остается шанс купить машину по относительно гуманной стоимости, редакция Autonews.ru поинтересовалась у экспертов.
Утилизационный сбор — это одноразовый платеж, который взимается с импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации.
Правительство России утвердило новые правила расчета утилизационного сбора 1 ноября. Льготный утильсбор, который оплачивают физические лица при ввозе легковых машин из-за границы, будет распространяться только на автомобили мощностью до 160 л.с. На все остальные транспортные средства он будет начисляться по коммерческим ставкам, размер которых выше льготного в разы.
Что будет с продажами и ценами в декабре
По словам генерального директора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, декабрь в России традиционно является неплохим месяцем для автодилеров и дистрибьюторов.
«К 1 декабря все автодилеры стараются накопить объем автомобилей, на которые повлияют новые правила. И, конечно, кто-то будет пытаться поднять стоимость автомобиля, чтобы получить дополнительную прибыль, но в целом рынок будет сохранять равновесие, и роста цены не будет», — считает эксперт.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич спрогнозировал просадку по продажам в декабре.
«Короткий цикл роста ежемесячных продаж подходит к концу. В декабре рынок ждет жесткая посадка. Оживление продаж, если и произойдет, то не раньше весны 2026 года», — уточнил собеседник Autonews.ru.
Директор по развитию партнерской сети «Китаяна» Артемий Тушков в декабрьском росте цен на автомобили не сомневается.
«Ждать повышения цен стоит, и это будет не просто очередной рост цен, а настоящий ценовой шок. С 1 декабря 2025 года изменятся формулы начисления утилизационного сбора для большинства новых иномарок. И это уже не вопрос обсуждения, это утвержденные цифры. Эту разницу неминуемо заложат в ценник для конечного покупателя», — уверен специалист.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр придерживается той же позиции.
«Совершенно очевидно, что цены будут повышаться. Они будут подстраиваться под новый утилизационный сбор», — пояснил Хайцеэр.
По его словам, новые ставки утильсбора неизбежно приведут к подорожанию автомобилей. Речь идет не только о новых машинах, но и о подержанных, особенно с двигателями более 2,0 л и мощностью свыше 160 л.с., выразил уверенность эксперт.
«На цены в конце года и в начале 2026-го будут влиять несколько факторов: уровень утильсбора, стоимость логистики и комплектующих, колебания валютного курса, а также активность дилеров и наличие акций и бонусов для покупателей», — пояснили в пресс-службе ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).
«Цены на продукцию повысятся в декабре. Увеличение стоимости не будет значительным, но будет точно. Сейчас период достаточно активного спроса, при этом склады вымываются, и создается ситуация дефицита. И на этом нарушенном торговом балансе автомобили будут прибавлять в цене», — прокомментировал ситуацию директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.
Эксперт подчеркнул, что исключения вряд ли будут: если пять — шесть брендов поднимают цены, то и другие марки, даже если у них нет дефицита, пересматривают торговые условия, ценовые политики, сокращают скидки.
По каким моделям «утиль» ударит сильнее всего
По прогнозам Тушкова, наибольший рост стоимости будет наблюдаться в сегменте автомобилей с моторами мощностью от 160 до 250 л.с. В первую очередь к таковым относятся мощные внедорожники.
По его мнению, следует опасаться тем, кто желает приобрести модели Hyundai Tucson и Kia Sportage — после 1 декабря «утиль» по ним подскочит до 750 тыс. руб., на Chery Tiggo 8 Pro Max — до 842 тыс., на Hyundai Palisade — до 2,1–2,3 млн руб., а для BMW X5 — до 2,87 млн руб.
Хайцеэр добавил, что машины, которые придут после 1 января 2026 года, будут с учетом дополнительно проиндексированного утилизационного сбора.
«Есть вероятность, что машины, которые были растаможены до этого срока, будут еще продаваться по старой цене, но уже точно без дополнительных скидок и без каких-то преференций, это мы можем замечать и сейчас», — уверен он.
По мнению директора розничных продаж АГ «Авилон» Ильи Петрова, официально ввозимые автомобили с 1 декабря резко не подорожают, однако машины, поступающие в Россию по схеме параллельного импорта, с мощностью выше 160 л.с., действительно станут дороже.
«Наибольшее влияние изменение утильсбора окажет на электромобили, гибриды и автомобили с двигателями высокой мощности — в этих сегментах рост будет наиболее ощутимым», — уверен Петров.
Покупать сейчас или ждать
Решение о пересмотре «утиля» с декабря уже привело к взрывному росту продаж автомобилей: многие россияне решили не откладывать покупку с учетом прогнозируемого роста цен. Однако всплеск продаж будет кратковременным, считают эксперты.
«Анонс изменений в методике расчета утильсбора привел к тому, что многие клиенты ускорились в принятии решений о покупке автомобиля и не стали переносить это на 2026 год», — отметил Ольховский.
Собеседник добавил, что ноябрь уже начался спокойно, активность клиентов начала снижаться. В модельных рядах дистрибьюторов появились «бреши»: часть моделей заканчивается, нет ряда комплектаций и цветов. По прогнозам специалиста, объем продаж в ноябре будет чуть ниже, чем в октябре.
«Скидки продолжают работать, но они меняются исходя из задач каждого бренда. До конца года большинство брендов будет поддерживать программы поддержки спроса, но только в тех моделях, которых надо продать больше», — уверен собеседник.
Подтвердил это и Хайцеэр. По его мнению, в конце 2025 года россиянам уже вряд ли стоит надеяться на падение цен и «вкусные» предложения от дилеров.
«Большинство импортеров и производителей скидки нивелировали, за исключением тех, у которых с продажами все плохо, и им надо любыми путями и способами продать автомобили. Это касается в разной степени всех», — напомнил собеседник Autonews.ru.
Коммерческий директор ГК «Интерлизинг» Андрей Осипов заявил, что специальные условия на покупку автомобилей прошлых лет выпуска постепенно исчезают в дилерских центрах, затрагивая практически каждый сегмент.
«Так производители Voyah, Changan, Geely и Exeed начинают снижать размеры дисконтов на свои модели, хотя марки Chery и Omoda продолжают поддерживать наличие скидок на авто из остатков складских запасов. Количество автомобилей, произведенных в 2023–2024 годах, заметно сократилось благодаря активным продажам физическим лицам и поддержке лизинга, обеспеченной Министерством промышленности и торговли. К концу сезона большинство брендов успели сократить свои запасы, что стало причиной отмены бонусов и роста стоимости отдельных вариантов», — пояснил он.
Осипов напомнил, что в декабре текущего года возрастают риски повышения затрат на импорт новых автомобилей вследствие увеличения утилизационного сбора, сохранения высоких процентных ставок Центробанка и дефицита свежих моделей из-за заторов на пограничных пунктах.
«После индексации утилизационного сбора рост цен затронет легковые автомобили массового сегмента примерно на 2–3%, премиального — на 10–15%, а на электромобили и гибридные модели прайсы увеличатся до 10–20%. Но это не означает, что рассчитывать на традиционные новогодние скидки не стоит, наличие точечных специальных предложений вполне возможно», — считает Осипов.
Тем, кто планировал покупку автомобиля мощнее 160 л.с., Тушков порекомендовал совершать ее сейчас.
«Любое промедление будет стоить очень дорого. Разница в цене может составить от сотен тысяч до миллионов, нужно торопиться», — пояснил он.
А вот тем, кто планирует избавиться от уже имеющегося мощного автомобиля, по мнению специалиста, напротив стоит подождать.
«На вторичном рынке в следующем году эти машины подорожают, потому что станут «законсервированным активом» на фоне дико дорожающих новых аналогов. В следующем году вы продадите свою машину дороже, а купить сможете из тех самых «прошлогодних» остатков по относительно старым ценам. Так вы сократите разницу в доплате до минимума», — пояснил Тушков.
«Если вы планируете автомобиль из сегмента с существенным повышением утильсбора, выгоднее приобрести его до конца ноября. В то же время на массовые модели часто можно рассчитывать на новогодние акции и бонусы, так что некоторым покупателям может быть выгодно немного подождать», — советуют в РОАД.
Что будет с рынком в начале 2026-го
Следующий, 2026 год, по мнению собеседников Autonews.ru, для авторынка окажется трудным.
«В начале I квартала 2026 года мы прогнозируем низкую активность клиентов, которые повторно получат рост утильсбора с 1 января 2026 года», — уверен Ольховский.
Вместе с тем специалист считает, что в I квартале 2026 года случится прирост к аналогичному периоду 2025-го на 20–25%. Этому поспособствует дораспродажа складских остатков, низкий курс валюты, снижение ключевой ставки и ставок банков по кредитам.
Хайцеэр напомнил, что по машинам, которые придут после 1 января 2026 года, компенсация повысившегося утилизационного сбора в цене будет учтена сразу. Они существенно подорожают, что скажется на спросе.
Тушков также напомнил о двухэтапном росте утилизационного сбора (с нового года он будет дополнительно проиндексирован).
«Все игроки понимают, что автомобили, которые успеют пройти таможню до 1 декабря 2025, будут стоить сильно дешевле машин, пришедших после. Это создает огромный ценовой разрыв. Сейчас происходит формирование запасов. И на остатки этих «дешевых» партий цены будут только ползти вверх из-за спроса. Но у некоторых дилеров сохранились остатки, даже есть автомобили 2024 года. В основном это популярные китайские автомобили. Такие оверстоки помогут немного сгладить переходный период», — считает собеседник.
Ранее Autonews.ru перечислил девять автоновинок, которые попадут под льготный утильсбор в России.
Читайте также:
- Эти «льготные» машины дилеры будут продавать после 1 декабря. Список
- Вот как подорожали иномарки в ноябре. Цены, модели, таблицы
- Россияне массово ринулись за иномарками в Китай. Данные таможни
- «В Корее все выгребли». Как подорожали автомобили мощностью до 160 л.с.
Авторы Теги
