«Дети малых народов» — это богатство, которое мы едва не профукали

Русины на Украине, сваны в Грузии — России стоит учесть печальный опыт «мононациональных республик»

4 ноября Владимир Путин подписал Указ об установлении Дня коренных малочисленных народов России. Теперь этот праздник будет ежегодно отмечаться 30 апреля. Это дата призвана привлечь внимание к самобытной культуре, традициям и актуальным проблемам этнических групп, веками населяющих обширные территории страны.

Это, так сказать, официальная часть — и отрадно, что президент поднял проблему, которую по сути не решали добрую сотню лет, со времен «проклятого царизма». Речь в первую очередь о тех народностях, которые оказались на территориях новых национальных республик, но не были «титульной нацией» — как в России, так и в других государствах бывшего СССР.

К сожалению, царские власти недостаточно интересовали малые народы. Но была ли Россия «тюрьмой народов»? Посетивший Россию в 1839 году маркиз де Кюстрин написал: «Эта необъятная империя — ни что иное как тюрьма, ключ от которой хранится у императора».

Маркиза у нас ругают все, кому не лень, забывая о том, какие «права и свободы» были у подданных Николая I. Любопытно, что граждане в России появились только в феврале 1917 года. А до той поры все россияне числились «верноподданными».

При Николае II из империи эмигрировало около 7 миллионов верноподданных, из которых не менее половины составляло нерусское население. Бежали все — от великих князей и Рюриковичей до беднейших крестьян.

Однако были и регионы, притесняемые царями менее других, как, например, то же Великое княжество Финляндское. Так, к 1900 году среди русских грамотных было 27%, а у финнов — 99%, почти также, как в Англии, Франции и Германии. И всё потому, что цари не лезли в систему образования княжества.

Пришедшие к власти большевики дали преференции нерусским народам. Но не всем, а только тем, кого они назначили титульной нацией в создаваемых большевиками союзных и автономных республиках.

Для титульных наций создавались литературные языки, национальные художественные произведения, песни, обычаи. Причём, зачастую делалось это в Москве — и персонажами, никакого отношения не имевшим ни к русским, ни к титульным нациям.

С самого начала руководство новосозданных республик стало притеснять малые коренные народы на своих территориях и даже пытаться ассимилировать их.

Пример с тем же литературным украинским языком, на котором к 1917 году говорили менее 1% населения малороссийских губерний. Большинство же населения говорили по-русски, а остальные — на полтавском, полесском, галицийском и других языках и наречиях. В советское время и особенно после 1991 года киевские власти пытались вытравить эти языки, издевательски называя их «суржиком». Так, в начале 1990-х в Киеве неоднократно устраивались большие шоу — «Похороны суржика».

Вот я беру в руки справочник «Население мира» (1981 год), созданный в Академии наук СССР и Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В нём народам СССР отведено 68 (!) страниц. Но ни разу не встречаются русины, кряшены, булгары, сваны, аджарцы и др. Их, видимо, в природе не существовало.

Согласно этому справочнику, в Грузинской ССР проживало 68,8% грузин. А в 2002 году грузин насчитывалось уже 84%. А куда подевались остальные народы? Ассимилировались? Были выдавлены из страны?

Причин распада СССР в 1991 году много. Но я готов доказать, что даже при наличии всех этих причин в 1991 году Союз могла спасти буква «Ф» в названиях советских союзных республик.

В июле 1918 года была создана Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика — РСФСР. Позже созданы союзные республики, но ни одна из них не была федеративной. А между тем из всех искусственно созданных республик ранее государственность имела только Армения. Границы республик начертаны буквально по глобусу. В каждую из республик входило множество малых народов, но ни один из них не получил реальной автономии.

Представим на секунду, что к 1991 году все республики СССР имели бы федеративное устройство. К примеру, в составе УСФСР были бы Крымская, Полесская, Закарпатская, Донбасская республики, а также «вольные» (автономные) города Севастополь и Одесса. Для справки скажу, что до 1914 года в Одессе проживало около 10% малороссов, а среди населения Одессы и уезда малороссы (украинцы) были лишь на третьем месте после русских и евреев.

Наши историки не афишируют факт, что в ноябре 1944 года в Мукачево был собран съезд русинов, на котором принято обращение к Сталину о включении Закарпатской Руси в состав РСФСР. Увы, Сталин отказал, и русинов силой запихнули в УССР.

Риторический вопрос, захотели б в 1991 году все эти автономии, входившие в состав УСФСР, войти в состав унитарной «Украинской державы», правители которой с самого начала хотели иметь один народ, один язык, одну конфессию и одну историю?

Пора понять, что всесторонняя поддержка центром малых коренных народов — отличное лекарство от сепаратизма и русофобии «титульных наций», как в союзных, так и в автономных республиках.

Увы, многого власти не понимают и сейчас. Вот, например, два существующих де-факто и отсутствующих де-юре народа — кряшены и булгары.

Кряшены (самоназвание кэрэшен) — народ (народность) Волго-Уральского региона. Численность в Российской Федерации — по разным оценкам от 30 до 100 тысяч человек.

О происхождении кряшен у историков идут споры. Но главное здесь не происхождение, а то, что у кряшен есть свой язык, свой алфавит, а исповедуют они православие, хотя и с рядом отклонений.

Волжская Булгария свыше 300 лет была крупным государством Поволжья. Торговля и города её процветали. В 1236 году орды Мамая захватили Булгарию. И после этого булгары… исчезли. Ну а царские, советские и нынешние историки даже не интересуются, куда они исчезли.

Правда, в 1918 году в Поволжье возникла Булгарская республика. Поначалу булгары воевали вместе с большевиками против Колчака. А в 1923 году большевики расстреляли руководство республики, и опять булгары исчезли.

С 1990 года булгары устраивают митинги, демонстрации, пишут статьи и книги. Но де-юре их по-прежнему нет. А в ряде весьма научных изданий написано, что булгары исчезли ещё в XIII веке.

Сейчас в РФ официально числится 47 малых народов. Считается, что малый народ должен иметь не менее 50 тысяч человек. А как их считают? Не лучше ли ввести «плавающую» цифру?

Есть древний народ со своим языком, богатой историей, обычаями, отличающимися от других народов, но численность его скачет как из-за рождаемости и миграции, так и из-за давления властей титульной нации.

Так что народ, имеющий сегодня численность населения, скажем, 53 тысячи человек, через пару лет может уменьшиться до 43 тысяч. И что, после этого народ считать вымершим?

Серьёзный вопрос — изучение национальных языков в школе. Большинство населения РФ считают, что школьник обязан (!) изучать русский язык и по своему желанию — ещё один язык. В советское время дети малых народов учили три языка: родной — дома и два языка — в школе: русский и титульной нации, не считая иностранного. Ещё в 1980-х годах в журнале «Новый мир» было несколько статей, утверждающих, что при такой системе ребёнок толком не знал ни одного языка.

А каково детям военных, геологов, строителей и других профессий, которые часто меняют место жительства? Что, их дети должны учить по 5 или 10 языков титульных наций?

Мой дед был инженером и работал в Тбилиси, Крюкове (Украина), Эссене (Германия), а в 1935 году переехал в Москву. Так что, мой отец должен был учить грузинский, украинский и немецкий? Ну, немецкий ему пригодился в 1941-м допрашивать пленных.

Так что «Путинский праздник» малых народов по сути должен стать началом большой государственной программы — слишком много накопилось в этой области проблем, для которых «в буднях великих строек» просто руки не доходили.

AndreyDor
Оцените автора
«Coffexpert.ru» — информационный портал
Добавить комментарий